Маршрут: г. Инта – база «Желанная» – р. Балбанъю – в. Народная – пер. Каркар – р. Манарага – в. Манарага – р. Косью – ст. Косью.
Приполярный Урал – один из наиболее красивых и богатых районов
нашей Родины.
Площадь только горной области равна около 32000 кв. км. Эта часть гор наиболее широкая – около 150 км. Наиболее высокие вершины:
Народная (1896), Манарага (1663), Карпинского (1803), Мансиньёр (1779), Защита (1809). Характерная особенность рельефа
Приполярного Урала – большая высота хребтов с альпийскими формами рельефа, ассиметрия его склонов, исключительно глубокое
расчленение хребтов и массивов сквозными поперечными долинами и ущельями, значительная высота перевалов. Средняя высота хребтов
высокогорной зоны - 1450 м. Осевая зона Урала сложена в основном наиболее древними метаморфическими породами протерозойского и
нижнепалеозойского возраста. Эти породы прорваны мощными интрузиями гранитов и гранодиоритов, с которыми связаны месторождения
горного хрусталя и редкометальное оруденение.
Климат Приполярного Урала резко континентальный, суровый, с длинной морозной
зимой и коротким прохладным летом. Лето поздно приходит на Приполярный Урал. В мае июне нередко выпадает снег и бывают заморозки.
Теплые солнечные дни в горах наступают во второй половине июня. В это время по берегам рек уже цветут черёмуха, рябина, шиповник, в
тайге – багульник, черника и брусника. Лето длится около 70 дней. Июль - самый тёплый месяц на Приполярном Урале. В наиболее тёплые
дни температура достигает + 35°С. Обычно от +15 до +20°С. Начало августа считается наиболее благоприятным месяцем для посещения
парка, в это время держится тёплая погода и практически отсутствует гнус. Летом и осенью погода в горах может измениться в течение
нескольких часов. Смена ясной тёплой погоды на дождливую холодную происходит всегда при западных и северо-западных ветрах,
которые приносят дождь и похолодание, сопровождающиеся иногда снегопадами. Восточные и юго-восточные ветра, наоборот, приносят
сухую и тёплую погоду, подчас с короткими ливнями и грозами.
Ваше путешествие начнётся в г. Инта. Прямо к
поезду по заказу прибудет машина «Урал», на которой начнётся путешествие. До базы «Желанная» туристам придется ехать
как минимум 5-6 часов.
База «Желанная» - закрытый промышленный объект
по добыче кварца. Поэтому на ночёвку на самой базе туристам можно не рассчитывать. Самым лучшим вариантом в день
прибытия, обойти озеро Б. Балбанты 2-3 км (см. карту) и встать либо на южном окончании озера (1) либо рядом с рекой в «оазисе» (2),
где можно найти дрова. Другой вариант - пройти 5-6 км и остановится на оз. М. Балбанты (3) вблизи от стойбища оленеводов.
Оленеводы народа Манси испокон века каждое лето приходят на это стойбище из таёжной зоны, к зиме снова уходят на восточный
склон Урала в таёжную зону. Изначально народ Манси занимался охотой и рыболовством. Ремесло скотоводов-кочевников народ
Манси позаимствовал у Хантов. У оленеводов вы можете много узнать о быте и обрядах народа севера.
Попрощавшись с гостеприимными хозяевами чума,
туристы продолжают движение вверх по р. Балбанъю (правый берег). В верхнем течении река Балбанъю представляет сплошное
каменное поле. Между камнями течёт вода. Иногда попадаются «ванны» - свободные от камней участки 3-5 м в диаметре.
Если к ним подойти близко, то на глубине 2-3 м можно увидеть кумжу (голец палия) - рыбу семейства лососевых, постоянно
живущую в верховьях уральских рек. Следующую ночёвку удобно организовать в 8 км от озера М. Балбанты на слиянии
р. Балбанъю и безымянного ручья, вытекающего из-под перевала Кар-кар, в этом месте можно найти дрова (кустарник) для
приготовления пищи. Если у группы есть газовая горелка, то наиболее удобная ночевка будет в 10-11 км от оз. М. Балбанты
под перевалом Кар-кар на безымянном озере. Здесь же вы можете посетить карово-висячий ледник Балбан.
Если вы не сильно устали и погода благоприятствует
продолжению путешествия, то после обеда можно совершить восхождение на высшую точку Урала - вершину Народную,
которая находится в Исследовательском кряже. От вершины начинаются истоки рек: Народа, Манарага, Балбанъю,
руч. Карпин-шор (оз. Голубое).
Для восхождения вам необходимо от восточной
оконечности озера выйти к узкой долине ручья, забитой снегом, по ней подняться до плато пройти по плато около 2 км, далее
по гребню крутизна 25-30°, перед вершиной подъём выполаживается до 20°, предвершинный взлёт 30°. На вершине вы увидите
множество памятных табличек. По традиции группа туристов оставляет на вершине записку с информацией о своей группе.
С вершины открывается красивая панорама самых высоких вершин Урала: Янченко, Защита, Мансиньёр, Карпинского.
Спуск проходит по пути подъёма.
На следующий день, преодолев 25-30° взлёта,
группа поднимается на перевал Кар-кар, высота перевала 1240 м, высота взлёта по вертикали от озера около 70-80 м.
С перевала хорошо видна вершина пика Победы. Спуск с перевала по средне и крупнообломочной осыпи около 150-200 м
крутизной 30-35°. Потом по живописным мореным валам около 1 км. Спуск непосредственно к реке Манарага по травянистому
склону крутизной до 25°.
От р. Манарага можно совершить экскурсию к
перевалу Центральный, справа от него видны склоны г. Янченко, слева крутопадающие стены г. Народной. На склоне перевала
виден красивый каскадный водопад.
Продолжив движение по правому берегу реки,
туристы идут по хорошо набитой тропе, которая через 2-2,5 км теряется из-за притоков впадающих с правой стороны.
С этого места удобно совершить экскурсию к водопаду, расположенному на притоке ручья выходящего из под перевала зигзаг.
Высота водопада около 5-7 м.
За ручьями, тропа идёт по сухим местам в 50-100 м от реки.
Не доходя до ручья Олений 2 км, тропа идёт по пойме реки. В 1 км ниже устья руч. Олений, находится балок «Олений». Состояние балка
плохое но, в крайнем случае, можно переночевать. В балке есть печка. От балка Олений, до балка Манарага 8-9 км. Добраться можно как
по правому, так и по левому берегу. По правому берегу первые 2-3 км тропа идёт по моренным валам затем спускается к реке. По левому
берегу два-три км следует пройти вдоль реки по пересечённой местности, затем появляется вездеходная дорога которая иногда теряется в
высокотравье. В месте слияния р. Манарага и р. Ломесьвож хорошее место для стоянки. Балок Манарага в удовлетворительном состоянии
недостатком можно считать отсутствие вблизи от избы дров. Восхождение на в. Манарага следует начинать рано утром. На восхождение
будет затрачено 7-8 часов. Выход под южный склон от приюта «Манарага» далее на плечо восточного гребня. Отсюда по широкому восточному
осыпному гребню под первую башню 500 м 30-35°. Далее по широким осыпным полкам северной стороны башни выход на нее
(попеременная страховка) 10 м 50° скалы. Выход на вершину первой башни по внутреннему углу. Спуск по пути восхождения.
Для сплава можно использовать катамараны, надувные лодки типа
«Рафт», ЛАС-3,5», «Турист-3». Обязательное требование к лодкам – надувное дно.
Для продвинутых водников можно использовать байдарки и каяки.
Сплав для опытных водников можно начать от устья ручья Олений
но лишь в том случае если путешествие начинается в начале или середине июля пока река ещё не обмелела. В 2-х км ниже устья Оленьего
начинается целый каскад сливов. Продолжительность этого участка 2-3 км.
Для начинающих любителей путешествий, сплав лучше начать от
слияния реки Манарага и руч. Ломесьвож.
Первое препятствие находится в 1,5-2 км ниже начала сплава - в устье
руч. Пывсяншор. Местечко называется «труба» из-за скал сжимающих реку с двух сторон. В начале препятствия есть прижим к правому берегу,
а затем небольшой (0,5 м) слив. Часто встречаются небольшие шиверы, отдельно стоящие камни, бурные перекаты. После прохождения этих
препятствий явных порогов до устья р. Капкан-вож нет.
В 3-х км выше устья р. Капкан-вож р. Косью успокаивается,
появляются глубокие ямы. Ниже устья р. Капкан-вож река опять приобретает горный характер.
Порог «Кедровый» – получил название из-за большого кедра стоящего
на высоком левом берегу. На данный момент остался только кедровый подрост. Находится в 2,5-3,5 км ниже устья р. Капканвож.
В начале порога река резко поворачивает вправо затем под углом 90° влево.
Препятствием является большое количество камней в русле и высокая скорость течения. После порога, на протяжении 8-10 км, река представляет
из себя сплошную шиверу. В 2-х км ниже устья реки Нидысей находится порог «Белая лошадь». Название порог получил из-за большого пенного
вала похожего на гриву лошади. Порог находится сразу после острова. Две струи с разных сторон острова сталкивались лоб в лоб образуя большой
пенный вал. Затем струя прижималась к обрывистому правому берегу, вдоль которого много наполовину притопленных деревьев. Опасность
представляют сучья, о которые можно порвать средства сплава. За последние 8 лет река поменяла русло и как такового порога нет. Осталось
только название.
В устье р. Индысей находится туристская база принадлежащая одной
из нефтяных компаний. На базе есть баня. В 3-х км ниже базы находится препятствие «трек», название препятствие получило из-за наклона воды,
10-15° как на спортивной дорожке. Технической сложности препятствие не представляет. От препятствия «трек» начинается 10 км каньон,
образованный рекой при прорезании хребтов Малдыиз и Курсамбай. На выходе из каньона вблизи от правого берега находится камень
«безгиль». Это камень – скала. В большую воду вся масса воды устремляется на «безгиль». У туристов сплавляющихся на деревянных
плотах это было одно из самых трудных препятствий, пройти которое было практически невозможно. В малую воду для надувных судов и
байдарок «безгиль» безопасен. В 500 м ниже «Безгиля» находится строящаяся туристская база «Круглая яма». На базе постоянно находится
сторож, есть радиосвязь, баня.
После базы «Круглая яма» река приобретает равнинный характер,
от базы до ж/д около 90 км. Технически сложных препятствий нет, часты лишь быстрые перекаты. После впадения крупного левого притока
р. Вангыр на реке появляется большое количество островов. Во время сплава лучше держаться правого берега. Для удобства транспортировки
плавсредств на ст. Косью туристам лучше не сплавляться до ж/д моста а подняться 150-200 м по левому притоку р. Изъяю до лодочной станции.
От туда 0,7-1 км до станции Косью. Сплавится можно и до ж/д моста. Удобная площадка для остановки на левом берегу за ж/д мостом.
Поезда местного назначения Печора – Инта, Печора – Сивая маска – Воркута останавливаются на левом берегу р. Косью, около ж/д моста.
Внимание путешественников! Вам необходимо знать, что в верховья реки Балбанъю отсутствует лес, поэтому в дождливое лето газовая горелка может пригодиться.
Дни | Переходы |
1 | Заброска г. Инта – база «Желанная». Машина Урал (вахтовка) – 6-7 часов. База «Желанная» - оз. М. Балбанты – 6 км. |
2 | оз. М. Балбанты – оз. под пер. Каркар – 11 км |
3 | Восхождение на в. Народную – 8 км |
4 | Перевал Каркар – руч. Олений – 10 км |
5 | Ручей Олений - устье р. Ломесьвож – 9 км |
6 | Восхождение на в. Манарага – 8 км |
7 | устье р. Ломесьвож – р. Капкан-вож (в 1 км выше устья) – 23 км |
8 | р. Капкан-вож (в 1 км выше устья) – база «Круглая яма» – 30 км |
9 | база «Круглая яма» – устье р. Вангыр (Вангырвом) – 32 км |
10 | устье р. Вангыр – устье руч. Ерапышьянъёль – 32 км |
11 | устье руч. Ерапышьянъёль – лодочная станция на р. Изъяю – 7 км |
12 | Запасной день |
Итого | Всего активным способом передвижения – 177 км |
После прибытия в конечный пункт путешествия ст. Косью,
вы должны знать, что на этой станции скорые поезда дальнего следования не останавливаются!
Ниже показано расписания местных поездов, на которых вы сможете добраться до
ближайших населённых пунктов (Инта, Печора), где останавливаются скорые поезда дальнего следования.
Печора – Сивая Маска – Воркута 15.50 На ст. Косью Воркута – Сивая Маска – Печора 9.15 На ст. Косью Печора – Инта 8.55 На ст. Косью Печора – Инта 19.40 На ст. Косью Инта – Печора 14.15 На ст. Косью Инта – Печора 19.00 На ст. Косью
Внимание!!! Расписание местных поездов может изменяться в пределах 40-50 минут.
Рюкзак, спальник, коврик, сапоги болотные (по желанию), кеды (кроссовки, ботинки), костюм штормовочный,
накидка от дождя (можно полиэтилен), спасательный жилет, тёплый свитер и штаны, нижнее бельё, запасные носки, купальник или плавки,
спортивная шапочка, рукавицы брезентовые, миска, кружка, ложка, нож перочинный, спички в непромокаемой упаковке, документы в
непромокаемой упаковке, накомарник или антикомарин.
Все вещи, которые могут намокнуть, должны быть в непромокаемой упаковке!!!
Copyright ©2004 Данько В.Ю.